try another color:
try another fontsize: 60% 70% 80% 90%
Педагогическая сеть

Виртуальная музейная педагогика: возможности и перспективы

Музейная педагогика сегодня как никогда востребована всеми российскими музеями, которые почти «повсеместно активизировали работу с детьми, стали создавать для них интерактивные мероприятия и экскурсии, музейно-педагогические программы». В многочисленных статьях, монографиях, диссертационных исследованиях, на семинарах и конференциях ведутся дискуссии по наиболее важным проблемам музейно-педагогического дела, которые свидетельствуют о том, что музейный мир учиться решать вновь возникающие, а не прошлые задачи. В процессе их решения рождаются новые уникальные технологии и методы музейного дела, новые формы экспонирования и способы работы с разными аудиториями.
Захватывающие перспективы для развития музейной педагогики связаны с освоением современными музеями виртуального пространства и формированием так называемой виртуальной музейной педагогики, которая, к сожалению, остается пока «неоткрытым континентом» для многих педагогов, имеющих о ней весьма туманное представление и считающих, что Интернет принципиально недидактичен в силу свойственного ему крайнего либерализма и даже экстремизма. Тем не менее, благодаря немногим энтузиастам виртуальная музейная педагогика стремительно развивается и утверждается в современной культуре. Ее организационной основой является виртуальный музей или «веб-сайт, оптимизированный для экспозиции музейных материалов, которыми могут быть и предметы искусства, и исторические артефакты, и виртуальные коллекции, и фамильные реликвии». Поначалу это были сайты реальных музеев. Затем появились собственно виртуальные музеи, которые существуют исключительно в глобальной сети и не имеют реального аналога.
На первый взгляд виртуальный музей во многом близок к обычному музею. Но такое впечатление обманчивое. В действительности виртуальный музей представляет собой совершенно новую реальность, выходящую за рамки традиционного представления о музее с его постоянной и временными выставками, так как экспозиция виртуального музея постоянна лишь в своем развитии, а время «работы» выставок может исчисляться годами, и их количество, как правило, регламентировано не количественными категориями, а соображениями концептуальными, связанными с появлением новой идеи, интересного проекта или желанием показать художника с новой, неведомой ранее зрителю (и, может быть, самому художнику) стороны . Кроме того, виртуальный музей никак не связан с реальным помещением. Сфера его жизнедеятельности и среда обитания исключительно Интернет.
Характерным примером данного типа музея является виртуальный «Музей ГУЛАГА», цель которого - сохранение памяти о коммунистическом терроре, так как, по мнению авторов, эта память «не стала целостной и неотъемлемой составляющей национальной памяти и по-прежнему представляет собой фрагментарное воспоминание о локальных событиях, не связанных общей понятийной сущностью». Сегодня – это лишь «совокупность разбросанных географически, разобщенных тематически и методологически инициатив энтузиастов и авторских коллективов. Где-то это мемориальный комплекс или специализированный музей, где-то - стенд в краеведческом музее, где-то - отдельные свидетельства минувшего: дневники, фотографии, письма и документы, хранящиеся в школьном или частном музее». И вот теперь этот ценнейший фактический материал объединили в виртуальном «Музее ГУЛАГА».
В сети можно встретить и весьма экстравагантные и необычные музеи. К примеру, если вы никогда не были в коммунальной квартире, то теперь у вас есть уникальная возможность окунуться в гущу пост-советского коммунального быта современного Петербурга. Для этого достаточно посетить виртуальный музей «Коммунальная квартира».
Представляет интерес и «Виртуальный музей русского примитива», авторы и создатели которого хотели доказать и доказали, что «музейное проектирование может существовать как чистое творчество, не обремененное музейными стенами». И действительно с помощью компьютерной техники и необозримого «электронного культурного наследия» стало возможно создавать самые удивительные музеи, режиссировать экспозиции и выставки (композиции которых могут меняться как угодно, скажем, в зависимости от времени суток или года). Появилась возможность «погрузить посетителя в любую историческую эпоху, этническую, природную, бытовую среду, показать, проиллюстрировать важнейшие моменты жизни и творчества, достижения выдающихся людей, свободно собирать на выставки огромные полотна и статуи; демонстрировать шедевры в самой необычной среде (например – в пейзаже), имитировать «родную» атмосферу творений искусства: египетскую пустыню с пирамидами и африканским солнцем или флорентийские сады Медичи. Так что есть основания утверждать: с появлением цифровых технологий и глобальных сетей открывается новая страница в публичной жизни музея.
Одновременно открываются и новые возможности для творческой деятельности педагогов. Теперь, используя широкие возможности компьютерной техники и глобальной сети Интернет, они могут проводить увлекательнейшие виртуальные экскурсии, напоминающие по форме слайд-шоу или слайд-показы. Впрочем, отдельные музеи, например, знаменитые Лувр или Эрмитаж, благодаря новейшим технологическим возможностям предлагают пользователям сети не просто слайд-шоу, а панорамные изображения залов и зданий музея. В результате такие виртуальные прогулки превращаются в настоящее увлекательнейшее путешествие, так как круговой панорамный обзор создает иллюзию включения в реальную музейную среду.
Наряду с этим виртуальные экскурсии помогают учащимся легче и комфортнее войти в экскурсионную деятельность и в качестве экскурсанта и особенно экскурсовода. Ведь «проведение экскурсий в реальном пространстве музеев или на улицах города требует большого профессионального мастерства, умения владеть собой в незнакомой обстановке, держать внимание слушателей во время выступления (экскурсии)», «администрация музеев нередко запрещает «посторонним» вести в залах музеев экскурсионную деятельность», наконец, погодные условия порой не позволяют реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме на улицах города, а наличие пробок в крупном мегаполисе нередко затягивает автобусную экскурсию на длительное время и мешает в достаточно короткий срок познакомиться с разными объектами, представляющими ту или эпоху, так как те находятся на значительных расстояниях друг от друга, что ведет к усталости и резкому снижению восприятия материала, потере интереса к представляемым явлениям культуры .
Конечно, абсолютизировать даже такое «продвинутое» виртуальное общение с ценностями культуры, которое предлагают Лувр и Эрмитаж, не стоит, так как «любое общение учеников с произведением через Интернет является суррогатом настоящего восприятия искусства». И поэтому работа с произведениями искусства в сети Интернет должна осуществляться либо как подготовительная к восприятию этого произведения в реальности, либо в качестве замены восприятия реального произведения искусства при невозможности увидеть или услышать его в подлиннике . При этом самое главное на данном этапе сформировать у учащихся интерес и желание проверить свои впечатления в живом общении с музеем.
При подготовке виртуальной экскурсии необходимо соблюдать и целый ряд методических требований. Это поможет сделать ее более эффективной.
Требования эти почти не отличаются от требований к подготовке реальных экскурсий. Сначала учитель должен ознакомиться с информацией сайта или сайтов. Затем необходимо определить цель экскурсии и объем знаний, который учащиеся должны приобрести, после чего разрабатывается маршрут экскурсии: какие страницы и в какой последовательности должны просмотреть учащиеся, на какие объекты нужно обратить особое внимание, какие задания они должны выполнить.
Если вы хотите подготовить и провести урок в форме виртуальной экскурсии, то он может включать следующие основные этапы:
• оргмомент, целеполагание и мотивация;
• виртуальная экскурсия или самостоятельное виртуальное путешествие по предложенному маршруту (например, учитель может предложить ученикам отправиться в путешествие по Нилу от дельты до Асуана, перечислив учащимся памятники художественной культуры Древнего Египта, которые они должны «осмотреть» или наметив в общих чертах маршрут) ;
• выбор понравившегося экспоната и подготовка рассказа о нем;
• выбор самого интересного рассказа, составленного за время урока;
• рефлексия.
Для проведения такого урока учитель может воспользоваться и готовыми виртуальными экскурсиями, которых много в сети Интернет .
Впрочем, есть и другой путь. В настоящее время наблюдается заметный интерес к проектной технологии, под которой понимают совокупность учебно-познавательных приемов и методов, позволяющих учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов. В связи с этим можно организовать индивидуальную и групповую работу учащихся по подготовке и проведению виртуальных экскурсий. В этом случае учащиеся, создавая проекты виртуальных экскурсий по тем или иным темам, углубляют знания полученные на уроках, осваивают приемы и методы исследовательской деятельности, развивают умения и навыки поиска необходимой информации.
Как и разработка любого проекта подготовка виртуальной экскурсии будет эффективной при реализации следующих учебно-методических подходов. Во-первых, это индивидуальный подход к обучению, в соответствии с которым учебная деятельность должна быть приспособлена к познавательным возможностям ученика и в ней следует учитывать индивидуальные особенности школьников. Во-вторых, инженерно-педагогический подход, который предполагает этапность работы над созданием виртуальной экскурсии. С учетом этого подготовка виртуальной экскурсии включает в себя несколько этапов:
1) диагностический,
2) подготовительный,
3) исполнительский,
4) заключительный,
5) аналитический.
Особое внимание следует обратить на организацию диагностического этапа, на котором выявляются интересы учащихся, мотивы, которыми они руководствуются, приступая к работе, степень их самостоятельности и ответственности за свои действия. На основе проведенной диагностики для каждого учащихся (групп учащихся) разрабатывается «индивидуальный маршрут» деятельности. Учащиеся, имеющие общие интересы, объединяются в рабочие группы, члены которых могут выполнять разные функции («исследователи», «художники», «фотографы», «аниматоры», «редакторы», «экскурсоводы» и пр.).
На подготовительном этапе определяются цели и задачи экскурсии, выбирается тема, осуществляется поиск литературы, составляется библиография, определяются источники экскурсионного материала. Вырабатывается план работы, сроки и формы отчета. Словом, уже на этом этапе учащиеся вовлекаются в процесс поиска и исследования.
В течение исполнительского этапа производится отбор и изучение экскурсионных объектов, сканируются фотографии или другие иллюстрации необходимые для представления проекта, составляется маршрут экскурсии на основе видеоряда, идет подготовка текста экскурсии, определяется техника ведения виртуальной экскурсии.
Далее на заключительном этапе проводится сама виртуальная экскурсия. После чего необходимо провести ее обсуждение с целью выявления возможных недостатков и путей их исправления (аналитический этап) .
Таким образом, сегодня имеются самые разные возможности для использования виртуальной музейной педагогики в образовательной практике. Актуальность и необходимость ее очевидна. Поэтому остается только освоить эту новую и весьма полезную форму организации образовательного процесса и оценить ее потенциал в реальной практической деятельности.